9 февраля девятиклассники будут проходить итоговое собеседование по русскому языку: сделать это можно будет как в очном, так и в дистанционном формате. Опросом школьников и их родителей и формированием списков для очного экзамена и испытания в дистанционном формате сейчас занимаются руководители образовательных учреждений.
Дистанционный формат прохождения итогового собеседования — онлайн
Каждый ученик будет уведомлен о времени начала собеседования при дистанционном формате и о расписании очного экзамена за сутки до испытания. Задачей информирования детей и их родителей займётся ответственный организатор от школы.
Для дистанционного формата собеседование образовательные учреждения подберут подходящие онлайн-платформы: «Сферум», Zoom или Skype.
Время прохождения дистанционного формата собеседования составляет – 20-25 минут (считая время на подключение) для всех заданий.
Правила очного прохождение устного собеседования
Девятиклассники, которые отправятся в школы на итоговое собеседование, смогут попасть внутрь через отдельные входы и избежать скопления учащихся и смешивания классов. На входе Каждому ребенку измерят температуру, а помещения для экзаменов будут дезинфицировать до и после проведения испытания.
Очный экзамен формата предусматривает 15 минут на выполнение всех заданий.
Правила оценки и начисления баллов
Оцениваться собеседование будет по «зачетной» системе: для получения зачета потребуется набрать 10 баллов из максимально возможных 20.
Всего на экзамене будет четыре задания:
— выразительное чтение текста,
— пересказ прочитанного текста с включением дополнительной информации,
— монолог по выбранной теме и
— диалог с собеседником по ранее выбранной теме монолога.
Как и когда можно пересдать итоговое собеседование по русскому языку в 2022 году
Дети, пропустившие собеседовании по болезни или по другой уважительной причине, смогут сдать экзамен 9 марта и 16 мая. На эти же даты заранее назначена пересдача для тех, кто не смог набрать необходимого количества баллов с первой попытки.
Тренировочные варианты итогового собеседования — 2022
Задание 1 — Чтение текста вслух
Для того чтобы подготовиться, у девятиклассника есть две минуты. В этом задании учитываются два важных критерия: соответствие пунктуационному оформлению и темп речи. Ученик должен правильно расставлять акценты, повышать и понижать интонацию в зависимости от того, что написано в тексте. Темп чтения не должен быть слишком быстрым или, наоборот, очень медленным.
На что нужно потратить 2 минуты перед чтением
Расставить акценты в тексте интонациями. Точка — голос понижается; вопросительный и восклицательный знак — интонация повышается; запятая — делается маленькая пауза. Пометки можно делать прямо в тексте в качестве шпаргалки.
Обращать внимание на ударения: в некоторых сложных случаях они будут стоять сразу в тексте.
Правильно склонять числительные. В самом тексте некоторые числа будут прописаны цифрами, а не словами, поэтому важно правильно их проговорить. Для этого можно запомнить 3 золотых правила склонения числительных:
5-20 и круглые десятки, кроме 40 и 90, склоняются как слово «степь»Например, (нет) степи — (нет) шестнадцати; степью — шестнадцатью
40, 90, 100 во всех падежах, кроме именительного, — окончание АНапример, сорока, девяноста, ста
200-900 склоняются как слово «ноты»Например, (нет) нот — (нет) двухсот; нотами — тремястами
Задание 2 — Пересказ текста
Ученику нужно пересказать текст из предыдущего задания. Подготовка также занимает не более 2 минут.
В этом случае оценивается, проходится ли ученик по основным микротемам. Если все части текста переданы верно — ставится максимальное количество баллов. Если в пересказе путаница или ученик пропустил какую-либо из микротем, балл будет ниже. Еще один важный критерий — точность фактологии.
Проверяющие учитывают, все ли верно пересказал ученик, все ли даты и имена назвал без ошибок, ничего ли не добавил от себя.Эти рекомендации помогут эффективно подготовиться к пересказу:
Разбить текст на смысловые части — микротемы. Как правило, они соответствуют абзацам (достаточно задать себе вопрос «О чем шла речь в этом абзаце?»). Из каждого постараться выписать либо ключевые слова, либо сложные для запоминания факты: имена, годы или события. Для этого на экзамене есть поле для заметок — отличный помощник при ответе!
Также к тексту приводится цитата, которую нужно не забыть добавить. Чаще всего ее можно вставить перед текстом или после него.
Задание 3 — Монолог
Слово монолог имеет греческое происхождение: логос — слово, моно — один. Монолог представляет собой речь одного человека, направленную к одному или нескольким слушателям. Например, когда учитель рассказывает на уроке новый материал, когда ученик рассказывает заданный на дом материал — это монолог. Когда речь идет о монологе, подразумевается наличие говорящего и слушающего.
На итоговом собеседовании говорящим является выпускник 9 класса, а слушающим — учитель-собеседник. Как вы уже знаете, во время выполнения задания 3 собеседник не имеет права вмешиваться в выступление выпускника. Его задача на данном этапе выступления заключается в эмоциональной поддержке обучающегося и проявлении реакции на ответ. Наводящие вопросы задавать запрещено.
В задании 3 выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления устного монологического высказывания. Учитель-собеседник предлагает ознакомиться с карточкой, на которой сформулированы три темы. Каждая тема преследует определенный вид работы: описание, повествование или рассуждение. О чем нужно будет говорить, выпускник видит сразу: темы сформулированы полностью. В скобках отмечено, как требуется раскрыть предложенную тему: описать фотографию, рассказать о случае из жизни или порассуждать по поставленному вопросу. То есть, выпускник сразу видит и тему, и что она предполагает. Выбранную тему нужно озвучить.
После того, как выпускник определился с темой и прочитал ее вслух, собеседник выдает карточку-помощницу. На ней записаны вспомогательные вопросы и подсказки, помогающие выпускнику построить логически правильное и последовательное высказывание, соответствующее теме. На подготовку к заданию 3 выпускнику дается 1 минута. На ответ отводится 3 минуты. Если в течение этого времени выпускник не приступает к ответу, собеседник вынужден сообщить о времени и перейти к следующему заданию.
Тема 1 — описание фотографии.
На карточке-помощнице изображена фотография, под которой помечено, что нужно упомянуть в высказывании. Это не план, которому нужно следовать. Это лишь подсказка, опора. Описывать фотографию можно в любой последовательности. На эту подсказку можно даже не обращать внимания, не использовать ее при составлении монолога.
Пример описания фотографии из демонстрационного варианта:
В демоверсии итогового собеседования, размещенного на официальном сайте ФИПИ, тема 1 называется «Праздник». На карточке-помощнице изображена фотография школьного праздника Последний звонок. После фотографии напечатаны подсказки, призывающие обратить внимание выпускников на:
Место и время проведения праздникаПосвященные празднику событияИзображенных на фотографии людейАтмосферу праздничного мероприятия и настроение присутствующих.
Примерный ответ:
События, изображенные на фотографии, происходят в школе. Мероприятие состоится на школьном дворе. Судя по изображенной обстановке, дети празднуют окончание учебного года. Это можно понять, рассмотрев присутствующих на празднике школьников. Все они одеты в парадную школьную форму: мальчики в черные костюмы, девочки в платья и белые фартуки. На голове девочек красуются белоснежные банты. В кадре фотографа оказались выпускники. Можно рассмотреть на детях выпускные ленты. В руках они держат воздушные шары. На первом плане изображены двое выпускников: мальчик и девочка. Ребята дают свой последний школьный звонок. На заднем плане видно родителей, которые с замиранием сердца смотрят на своих повзрослевших детей. Атмосфера праздника доброжелательная. Этому способствует солнечная погода и радостное настроение школьников, пишет Metronews.
Тема 2 — повествование на основе жизненного опыта
Рассмотрим также задание из демонстрационного варианта.
Ребятам предлагается рассказать о походе или экскурсии, участниками которых они были. В качестве подсказки даны следующие фразы:
Когда и где состоялся поход или экскурсияКто был участником или участниками мероприятияКак проходила подготовка к походу или экскурсииЧем запомнилось мероприятие.
Выбрать для рассказа можно абсолютно любую экскурсию или поход. К тому же школьники регулярно посещают различные выставки, музеи, ходят на природу с родителями или классом. Если же вспомнить ничего не получается, просто придумайте сюжет сами. Проявите фантазию и представьте, что вы были на экскурсии в музее бабочек или ходили в поход с одноклассниками.
Примерный ответ:
В один из жарких июльских дней мы с родителями отправились в поход с ночевкой. Вся наша дружная семья решила отправиться на озеро порыбачить. Готовиться к походу мы начали еще за день. Вместе с папой и старшим братом мы готовили снаряжение: палатки и рыболовные снасти. Мама в это время занималась женскими делами: собирала посуду и теплые вещи, готовила съестные припасы. Еще мы взяли с собой мяч для игры в волейбол. Эта игра является самой любимой для каждого из нас. В поход мы отправились пешком. Рюкзаки за плечами казались нам легкими, а глаза горели радостью и нетерпением. Самым интересным для меня была ночевка в палатках и вкусная уха, приготовленная на костре. Мы прекрасно провели время, и на следующий день вернулись домой отдохнувшие и счастливые.
Тема 3 — рассуждение на одну из проблемных тем
Демоверсия предлагает порассуждать над вопросом: всегда ли нужно следовать моде?
На карточке-помощнице записаны вспомогательные вопросы:
Что значит следовать моде?
Считаете ли Вы важным следовать моде? Почему?
Следование моде заключается только в подборе одежды?
Как вы понимаете выражение «хороший вкус»?
Примерный ответ:
По моему мнению, следовать моде — это стараться выглядеть в соответствии с мировыми тенденциями модной индустрии. Следование моды заключается в выборе современной одежды, украшений, прически. Конечно, важно быть модным. Но в этом вопросе нужно быть осторожным. Одежда должна быть не только модной, но и подходящей к возрасту и фигуре. К тому же не стоит забывать и об удобстве и комфортности одежды. Следовать моде можно не только в подборе одежды. Современные тенденции могут быть выражены в обустройстве дома, в интересах и увлечениях. Многие люди обладают хорошим вкусом. Иметь хороший вкус — это значит отличать красивое от вульгарного, уместное от неуместного. Обладающий хорошим вкусом человек может правильно подобрать одежду, соответствующую обстановке. Я считаю, что обладающий хорошим вкусом человек всегда выглядит модно и современно.
Мы предложили вам примерные варианты ответов на задание 3 итогового собеседования. Используйте их в качестве образца для составления монологического высказывания во время подготовки к зачету.