Как образ предпринимателя трансформировался из труженика в пройдоху

0
1

Как образ предпринимателя трансформировался из труженика в пройдохуВ течение 19 века в русской живописи и литературе образ предпринимателя трансформировался из добродетельного труженика в малоприятного торгаша.В русской литературной классике, известной нам с детства, образ предпринимателя резко негативный. Купцы туповаты, промышленники непомерно алчны, а любой владелец лавки или мастерской непременно агрессивный негодяй. Но на самом деле столь неприятный образ русского человека из бизнеса сложился не сразу. Были времена, когда к предпринимателю отношение в литературе оставалось вполне лояльным.Просто с приходом большевиков к власти в школьной программе остались лишь те произведения, где любой собственник мог быть только отрицательным персонажем.

Всегда ли злодеи?

Мы уже привыкли к тому, что образ предпринимателя русские писатели дореволюционной эпохи живо писали самыми чёрными красками: это целая галерея поистине холодных, мёртвых душ — людей, у которых кошелёк вместо сердца. При упоминании о купцах в русской литературе перед нами встают чудовищные Кнуров и Вожеватов из «Бесприданницы» Островского, которые разыгрывают в орлянку прекрасную девушку Ларису. Вспоминается Лопахин из чеховского «Вишнёвого сада», которого так зло бичевали на школьных уроках литературы, несмотря на то, что он по большому счёту единственный разумный герой пьесы.Но только ли жадных злодеев видели литераторы в современниках бизнесменах?В 1807 году вышла комедия Петра Плавильщикова «Сиделец». В ней автор создал купеческого голову с говорящей, согласно традиции классицизма, фамилией Праводелов. Этот герой-купец тяготеет к просвещению и культуре. Нравственный облик его безупречен.Как образ предпринимателя трансформировался из труженика в пройдохуПриём приданого в купеческой семье по росписи. Василий Пукирев, 1873 год. Источник: «Дилетант»Фаддей Булгарин, главный оппонент всех лучших литераторов XIX века, включая Пушкина, не был и сам лишён искры писательского таланта. В своём романе «Иван Выжигин» (1829) он нарисовал образ положительного купца, в уста которого вложил слова, вполне актуальные и ныне: «Честь наша в торговле, право, не ниже добродетелей господ иноземных конторщиков, а в капиталах мы всегда будем иметь преимущество, имея в своих руках сырьё произведения нашей земли и русский товар».

От любви до ненависти

Однако к середине XIX века отношение к предпринимателям начало резко меняться. Вместо уважения они стали вызывать не всегда объяснимую ненависть. Причём одним из первых бросил камень в представителей бизнеса не кто иной, как Пушкин. Александр Сергеевич описал мелкого предпринимателя в повести «Гробовщик» (1830). Кульминацией произведения стал сон главного героя, в котором нечестному бизнесмену гробовщику Андрияну Прохорову видится расплата за жульничество.Как образ предпринимателя трансформировался из труженика в пройдохуКупеческие поминки. Фирс Журавлёв, 1876 год. Источник: «Дилетант»

В своей поэме с говорящим названием «Кулак» (1858) Иван Никитин рассказал о мошенничестве купцов. Интересно, что сам автор произведения был сыном успешного торговца свечами. Но, видимо, стыдился своего происхождения. Андрей Печерский в своих романах «В лесах» (1871) и «На горах» (1881) показал образы купцов-староверов Смолокурова и Лохматого, которым религия совершенно не мешает идти на откровенный обман.Дальше — больше. В единственной пьесе Николая Лескова «Расточитель» (1867) есть настоящий олигарх Фирс Князев, который заточил в сумасшедший дом своего конкурента Николая Молчанова, стал опекуном того и прибрал его дело к рукам.В незначительном эпизоде «Анны Карениной» (1873−1877) Льва Толстого появляется предприниматель Михаил Рябинин, который покупает у Стивы Облонского лес за бесценок, да ещё и в рассрочку. Хитрый делец вступает в сговор с другими купцами, чтобы те не предложили незадачливому продавцу нормальную цену.Купцы описывались как глубоко безнравственные дельцыВ отношении нравственности «проклятого» купечества у писателей никаких иллюзий не возникало. Роман Михаила Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» (1880) в первую очередь о подлости дворян, но великий русский сатирик прошёлся и по купечеству. Преданные богатым дядюшкой помещиком Иудушкой (Порфирием) Головлёвым племянницы Аннинька и Любинька поступают в содержанки к нечестивыми развратным купцам Кукишеву и Люлькину. Те оказываются преступниками. Девушки попадают на панель. Аннинька заболевает чахоткой, а Любинька кончает с собой.Как образ предпринимателя трансформировался из труженика в пройдохуКупец. Борис Кустодиев, 1918 год. Источник: «Дилетант»В большинстве произведений XIX века купцы-злодеи остаются безнаказанными. Но к ХХ веку, возможно под влиянием марксистских идей, писателям стали всё чаще видеться варианты возмездия, которое настигает «эксплуататоров трудового народа». В пьесе Максима Горького «Васса Железнова» (1910) жизнь ставит владелицу пароходной компании в такие условия, что она вынуждена отравить своего мужа, алкоголика и мерзавца, совратителя несовершеннолетней. Её дети — безнадёжные неудачники. Васса умирает, никому не нужная. Оплакать её некому.Купец Прохор Громов из «Угрюм-реки» Вячеслава Шишкова, человек цельный и целеустремлённый, достигает вершины власти и благоденствия в сибирском крае. Но грехи его деда, Данилы Громова, нажившего изначальный капитал семьи разбоем, настигают Прохора. В итоге он тонет в пучине зла и безнравственности.Революция 1917 года уничтожила купечество. На смену старым грешникам пришли новые, принадлежащие к другим классам.Мария Конюкова