Как ремесленный бизнес СЗФО «перекраивается» с учетом рыночной реальности

0
2

Как ремесленный бизнес СЗФО "перекраивается" с учетом рыночной реальности

Ремесленный бизнес Северо-Запада быстрее других выстраивает новые логистические цепочки поставок товаров, а также «перекраивает» ассортимент, учитывая новую рыночную реальность. На Севере считают, что лучшее лекарство от депрессии — облепиховый чай, поморский пряник и несколько мотков пряжи. Неслучайно в магазинах Архангельска сегодня наиболее популярны традиционные северные пряники-козули, изображающие подводные лодки местных судостроителей и ракеты космодрома Мирный. В пику приостановившему работу "Макдоналдсу" в городе даже разработали собственный бренд — архбургер. Купить его можно в Музее архангельского пряника: в состав кондитерского ноу-хау входят зефир на агар-агаре из местных водорослей, черничный джем, а сверху и снизу — козули.

Тем временем в Калининграде художница, владеющая северодвинскими техниками росписей, представила недавно новую авторскую коллекцию досок "Русские корабли идут": на них тонкой мезенской линией нанесены изображения поморской ладьи под парусом, отчаливающей от стен древней деревянной крепости. А в Вологде народные мастера научились вязать кружевные модные куртки-бомберы с геральдической символикой и шить джинсовки из натурального льна: продаются фирменные русские наряды на местной кружевной фабрике.

Народные мастера пробуют и новые маркетинговые ходы для увеличения продаж. К примеру, в Музее поморской варежки Новодвинска они устроили фотосессию варежек уходящей зимы — с последующей распродажей, конечно. Тем временем в архангельской глубинке под "крылом" Шенкурского районного музея собрались ремесленники Архангельской и Вологодской областей: здесь во время форума "Евдокиевские дни" мастера открыли ярмарку, на которой покупатели расхватали большую часть домотканых ковров, рушников, игрушек и украшений из глины и дерева.

Вместе с тем у многих народных умельцев сегодня есть возможность подняться из "ремесленничества": так считает руководитель русской кукольной мануфактуры в Северодвинске Ирина Черепанова. Кукольных дел мастеру это удалось: авторские игрушки Ирины известны во многих странах мира. Причем рост продаж начался именно во время кризиса:

— Мы рванули с началом пандемии, когда начали использовать поддержку агентства регионального развития и центра экспорта: создали хороший сайт, зарегистрировали торговый знак, начали принимать участие в выставках. Благодаря этому появились и узнаваемость, и своя аудитория, — рассказывает мастер.

По ее мнению, чтобы сохранить бизнес, ремесленникам сегодня необходимо направленно работать на покупателей с разной "толщиной" кошелька. А также вникать в новые технологии, использовать больше современных материалов, следить за ситуацией на рынке.

Если падают продажи, нужно шить, лепить и ткать впрок

Мастера единодушны в главном: с приходом кризиса нельзя опускать руки, а если начинают падать продажи — шить, лепить, ткать впрок. У народных промыслов, кстати, есть специфика: они никогда не стареют и не выходят из моды, а значит, через год-два изделия все равно найдут покупателя. Инвестировать средства в обучение, выходить на личный бренд, не бояться показывать "свое лицо" и не скупиться на рекламу в СМИ: такими рецептами продвижения бизнеса делились народные умельцы в Шенкурске.

Кстати, основа успеха любых народных промыслов — использование региональных брендов. Так, в Архангельской области туристы охотно приобретают все, что рождено на берегах Белого моря. По мнению руководителя архангельской детской школы народных ремесел Ирины Огородник, каждый мастер — это носитель культурного кода своей территории, поэтому и поиск своей миссии должен вести на родной земле, а не в чужих краях.

И не только миссии, но и новых финансовых инструментов. Особенно сегодня, когда многие архангельские мастера потеряли привычные интернет-площадки. Но закрытие западных социальных сетей остановило продажи, а для того чтобы собрать старых и найти новых покупателей под вывесками сетей Telegram и "ВКонтакте", необходимо время. Поэтому без государственной поддержки даже ремесленный бизнес сохранить сегодня сложно. И она есть.

Тем временем

По словам представителя агентства регионального развития Архангельской области Галины Петровой, сегодня для самозанятых Поморья действует льготное кредитование по ставке менее пяти процентов — до 31 марта еще можно успеть подать заявку на получение этой региональной поддержки. А для того чтобы начать небольшой ремесленный бизнес, есть возможность заключить социальный контракт: бизнес-план также помогут написать в агентстве. Кроме того, для продвижения изделий народных промыслов на российском рынке мастерам Архангельской области предлагается бесплатное участие в выставках — место оплачивается из бюджета агентства регионального развития.

Тем временем ремесленники Вологодской области могут рассчитывать как на предоставление микрозаймов по льготной ставке, так и на единовременную финансовую помощь для открытия собственного дела. Ее размер — 70 тысяч рублей: в 2022 году эта поддержка оказывается самозанятым жителям региона из числа безработных.