Что такое фирменный стиль?

0
3

Фирменный стиль – это визуальное и смысловое единство предлагаемых товаров (услуг), всей исходящей от предприятия информации, его внутреннего и внешнего оформления. Это характерный для данного предприятия язык. Это своеобразное удостоверение личности предприятия, его опознавательный знак, визитная карточка.
Элементы фирменного стиля – это элементы цветографические, словесные, пластические решения, которые образуют комплекс фирменного стиля.
5.1. Функции фирменного стиля
Фирменный стиль так или иначе связаны с созданием образа предприятия, который легко запоминается и привлекает потребителей.
Две основные функции фирменного стиля – обеспечить идентификацию и вызвать доверие. Постоянные элементы фирменного стиля экономят время потребителя, упрощают для него процесс совершения покупки или потребления услуг и вызывают положительные эмоции, ассоциируются с именем и образом предприятия.
Фирменный стиль влияет и на сотрудников предприятия. Введение в обиход маленьких простых фирменных предметов (блокнотов, расчетных и чековых книжек, этикеток и т.д.) приводит к тому, что каждый работник начинает болеть душой за свое предприятие, верить в него и полагаться на него. Результаты такого отношения обязательно скажутся на повышении продуктивности предприятия.
5.2. Основные составляющие фирменного стиля
Единый фирменный стиль в рекламе предусматривает совокупность художественных приемов, создающих единый характер подачи рекламных материалов, разработанных на базе оригинального графического дизайна.
Внедрение единого фирменного стиля во всей форме рекламной деятельности промышленных предприятий, фирм и торговых организаций будет способствовать узнаваемости их продукции на рынке, внесет порядок в продаваемую ими рекламную работу.
Программа разработки фирменного стиля включает широкий комплекс работ. В каждом случае необходимо создать целый ряд стилеобразующих элементов (своеобразных констант), правильное и последовательное применение которых индивидуализирует фирму, делает ее “лицо” узнаваемым.
Основными стилеобразующими элементами являются товарный знак, фирменная надпись (логотип), символы товарных групп или услуг, тип шрифта, фирменный цвет или гамма цветов, модульная система верстки печатных материалов.
Эти элементы должны гарантировать наибольший объем комбинации и быть гибкими в такой степени, чтобы их можно было приспособить к меняющимся требованиям. И главное, они должны производить одинаковое впечатление во всем многообразии их применения в рекламных средствах.
Безусловно, самым сильным визуальным средством, формирующим образ фирмы, является товарный знак (знак обслуживания), поэтому разработке и использованию товарного знака в системе фирменного стиля следует уделять особое внимание.
Товарный знак должен отвечать высоким эстетическим требованиям и уровню современной графики, в то же время он должен быть простым для восприятия, а также в изображении и употреблении, то есть должен легко сочетаться с текстом и другими элементами оформления.

· ТОВАРНЫЙ ЗНАК – зарегистрированное в уставленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий.
·ЛОГОТИП – оригинальное графическое начертание (специально разработанное или подобранное среди существующих шрифтов) полного или сокращенного наименования предприятия или товарной группы.
· ФИРМЕННЫЙ БЛОК – объединенные в общую графическую композицию знак и логотип, которые могут быть дополнены разного рода поясняющими и тому подобными надписями.
· СЛОГАН – главный рекламный лозунг.
5.3. Товарный знак в системе фирменного стиля
Фирменный стиль предполагает единый подход к использованию товарного знака во всех рекламных выступлениях: оформлении выставочных стендов и на корреспонденции (бланки писем, счета, техническая и товаросопроводительная документация), в рекламных изданиях и на упаковке товаров, на фасадах зданий и автотранспорте, сувенирных изделиях и визитных карточках.
Во всех случаях товарный знак должен быть воспроизведен в том виде, в каком он зарегистрирован.
В равной степени не следует отступать и от рекомендации по использованию других стилеобразующих элементов. Необходимо помнить, что искажение фирменных цветов, пренебрежение модульной системой верстки, замена фирменных шрифтов другими также ведет к разрушению образа фирмы.
Создание единого фирменного стиля – это прежде всего средство укрепления положения фирмы на рынке.
5.4. Понятие товарного знака, виды и особенности
Товарные знаки – это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий.
Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, объемными, комбинированными и другими.
Изобразительные товарные знаки могут представлять собой:
— конкретные изображения, например, животных, птиц, людей, неодушевленных предметов;
— символы, например круг – символ солнца, треугольник – горы и т.д.
— абстрактные изображения, например, линии, фигуры;
— композиции орнаментального характера;
— шрифтовые единицы и цифры в художественной индивидуальной трансформации (стандартные шрифтовые единицы и цифры не охраняются в качестве товарных знаков);
— различные композиции перечисленных элементов.
При разработке изобразительных товарных знаков их авторы чаще всего исходят из характеристики товара, предприятия или услуг, для которых создается знак, и выражают ее, если это возможно, изображением чего-либо типичного или конкретного.
На рис.14 представлен изобразительный знак такого вида. Томское областное производительное объединение по переработке рыбы и реализации рыбной продукции «Томскрыба» (свидетельство на товарный знак № 67983) имеет знак, представляющий собой условное изображение рыбы и буквы «Т». Знак образен и прост, хорошо запоминается, решен в лаконичной графической манере, отражает характер продукции и деятельность объединения.
Не всегда содержание изобразительного знака можно выразить конкретным примером или темой, взятой из производства. В подобных случаях разработчики знаков обращаются к такой символике, которая вызывает определенные представления и ассоциации с конкретными предметами и понятиями и становится символом предприятия. На рис.15 представлен изобразительный знак такого вида. На имя Волгоградского производительного объединения «Химпром» зарегистрирован товарный знак (св. № 67933), который представляет собой графическую композицию и условное изображение двух лебедей (черного и белого), олицетворяющих чистоту и красоту и, кроме того, образующих собой букву «Х» – первую букву фирменного наименования «Химпром».
Нередко темой изобразительных товарных знаков являются архитектурно-исторические мотивы. Основу таких знаков составляют условные изображения характерных зданий, исторических памятников, всевозможных шпилей, башен и т.п.
На рис.16 представлены изобразительные товарные знаки этого вида. Товарный знак Областного объединения по ремонту и изготовлению трикотажных изделий «Смоленскоблтрикотажбыт» (св. № 63726) представляет собой изображение контуров стен, башен и куполов Смоленского кремля. Товарный знак Братского пивоваренного завода (св.№ 64032) представляет собой стилизованное изображение Братской крепости, окруженное орнаментом из шишек хмеля, что ассоциируется с выпускаемой продукцией, – пивом, безалкогольными напитками.
Национальные изобразительные мотивы, используемые в изобразительных товарных знаках, значительно расширяют возможности создания оригинальных товарных символов. На рис.17 приведен легкий и изящный товарный знак, принадлежащий Махачкалинскому горпромкомбинату (св. № 64414). На знаке изображена девушка-горянка.
Многие изобразительные товарные знаки создаются на основе изучения традиций предприятий, исторических особенностей края и его издавна сложившихся видов производства.
На рис.18 представлен изобразительный знак данного вида. Астраханская фабрика сувениров изготавливает самую разнообразную продукцию: чеканные изделия, кухонные наборы, сувениры из дерева, лозы, рога, кости, посуду, значки, пепельницы, головные наборы, белье. Для такого широкого ассортимента товаров трудно выбрать изображение какого-либо конкретного предмета в качестве товарного знака. Товарный знак (св. .№ 67381) был разработан с учетом исторического прошлого г. Астрахани. Он представляет собой изображение плывущего по волнам челна, заключенного в овал. По рисунку знак восходит к изображениям разинских челнов на старинных гравюрах, что связывает его с историческим прошлым Астрахани. В знаке зашифрована буква «А». Знак выполнен в линейной манере, выдерживает значительное уменьшение.
Как правило, хорошо воспринимаются изобразительные товарные знаки, в которых используются элементы юмора и шаржа.
Примером такого товарного знака может служить знак завода резинотехнических изделий в г. Иссык Алмаатинской области (св. № 68104). Знак представляет собой условное изображение детской рожицы и детской коляски (рис. 19). Характер выполнения элементов знака ассоциируется с целевым назначением выпускаемой заводом продукции: шинки для детских колясок и велосипедов, резиновые коврики.
Словесные товарные знаки представляют собой слова или сочетания букв, имеющие словесный характер.
Словесные знаки имеют перед другими видами товарных знаков преимущества, которые вытекают из главной отличительной особенности последних, – наличия фонетического аспекта: словесные знаки, как правило, имеют большую различительную способность и лучше запоминаются и воспроизводятся, чем изобразительные. Такой знак проще связывать с фирменным наименованием предприятия, создавать серии товарных знаков для одного предприятия.
Особенно велики преимущества словесных товарных знаков с точки зрения рекламы. К ним применимы такие виды рекламы, как реклама по радио или отзыв о товаре со ссылкой на товарный знак в частной беседе, то есть те, которые неприменимы или в значительной степени затруднены для изобразительных знаков. Словесные товарные знаки могут быть разделены на две основные группы: знаки в виде слов естественного языка и знаки в виде слов, образованных искусственно.
Естественные слова запоминаются легче искусственных. Это обычные слова и сочетания слов различных языков: АСТРА, ПАВЛИН, PUMA, ТОЙОТА.
Искусственные слова, как правило, регистрируются для обозначения новых веществ, препаратов, материалов, приборов. Они подчеркивают новизну и оригинальность товара. Кроме того, такие товарные знаки обладают большой силой как с точки зрения охраноспособности, например ЭВЛОН, АККОРД, так и в специфическом графическом исполнении, которое придает им оригинальность (рис. 20).
Объемные товарные знаки представляют собой изображения в трех измерениях. Предметом объемного знака может быть оригинальная форма изделия (например, форма мыла или шоколадная фигурка животного) или его упаковка (например, оригинальная форма бутылки, флакона, коробки).
Объемным товарным знаком признается такая форма изделия, которая не определяется исключительно его функциональным назначением и позволяет выделить из ряда однородных товаров конкретного изготовителя.
Наиболее часто встречающийся вид объемных товарных знаков – упаковка. Она должна соответствовать характеру продукта, стилю предприятия-изготовителя, вкусам определенной потребительской группы. Упаковка должна выполнять и рекламные функции.
На рис. 21 показаны комбинированные товарные знаки, которые представляют собой комбинацию элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д. Чаще всего это словесно-изобразительные позиции.
Соединение конкретного словесного обозначения с наглядным изобразительным или объемным обозначением хорошо запоминающегося и легко произносимого слова с выразительным рисунком составляет комбинированный знак. Словесная и графическая части такого знака должны быть взаимосвязаны композиционно и сюжетно, образовывать единое целое.
На рис. 22 приведен комбинированный знак Семеновского деревообрабатывающего производственного объединения «Керженец» в г. Семенове Горьковской области (св. № 69368). Знак представляет собой графическую композицию, в центре которой фирменное наименование – слово «Керженец» (по географическому названию реки, где расположено предприятие). Буквы слова органически переходят в условное изображение елей – местность славится еловыми лесами. В то же время повторение одинаковых элементов в рисунке деревьев создает впечатление секционности, которое так характерно для современной мебели. Объединение изготавливает мебель, изделия из дерева, спортинвентарь, игрушки.
К другим видам товарных знаков относятся звуковые, световые, обонятельные и т.п. знаки, которые встречаются сравнительно редко.