Демотиватор — специальная картинка с хлесткой подписью, что-то одновременно сатирическое и серьезное — на злобу дня, выполненная по определенным правилам. Демотиватор имеет характерный внешний вид — картинка в белой рамке на черном фоне и два слогана белого цвета под ней. Первый слоган выражает суть демотиватора, второй является комментарием первого.
То, что делает демотиватор истинным демотиватором — это то, что он рушит какой-нибудь из общественных устоев или просто мысленных штампов, навязанных рекламой, воспитанием и тому подобное, заставляет задуматься. В интернете, однако, демотиватором часто называют любое изображение в характерном стиле — с чёрном рамкой и двумя слоганами — безотносительно содержания. Надписи на таких фальшивых демотиваторах бывают ностальгические, задумчивые, остроумные, мудрые, но никак не злободневные.
Социологи выделяют 6 типов демотиваторов:
- Оригинальные, или классические
- «Чисто шуточные»
- «Социально-рекламные» — ориентированы на ценности, которые ставятся в центр социальной рекламы. Для них характерен критический взгляд на несоответствие идеала и реальной жизни. Демотивация воздействует на внетрудовое поведение личности
- Саморепрезентационные
- «Интернет-эзотерические»
- «Философские».
Зародились они из офисного фольклора США, когда люди решили взбунтоваться против «мотиваторов» — психологических техник, призванных улучшать производительность. Один из известных демотиваторов той поры — картинка телефона, заросшего паутиной, с подписью «если долго не отвечать на звонки, то, может быть, клиент успокоится и перестанет звонить».
Этот феномен стал в Интернете настолько масштабным, что есть демотиваторы на практически любую тему: против новостей, против политики, секса, Айфона, доллара, плохой погоды, дорог и дураков, против мира и против войны. Есть демотиваторы против демотиваторов.