Wildberries — один из крупнейших российских интернет-магазинов, специализирующийся на одежде, обуви и аксессуарах. По оценочной стоимости ($630 млн) занимает седьмое место в составленном российским Forbes списке самых дорогих компаний Рунета. Компания также работает в Белоруссии и Казахстане. Выручка по трём рынкам за 2015 год выросла почти в полтора раза.
Основан в 2004 году Татьяной Бакальчук, которая, будучи преподавателем английского языка, после рождения дочери решила предпочесть сайт с товарами из каталога Otto и Quelle занятию репетиторством.
По итогам 2015 года Wildberries стал самым популярным у россиян отечественным интернет-магазином.
Штаб-квартира Wildberries Россия (Вилдберрис) — акции, промокоды и купоны на скидку находится в подмосковной деревне Мильково.
Но рост популярности Wildberries объясняется, конечно, не только качеством картинок и дешевизной доставки в регионы. Какая самая большая проблема у интернет-магазина, торгующего женской одеждой? Покупательницы любят примерять одежду, а в интернете ее нужно выбирать по картинкам, которые ничего не скажут о том, сядет ли вещь по фигуре и цифрам размеров, которые производители далеко не всегда соблюдают в точности. К тому же российские женщины, как правило, не знают своих размеров и часто ошибаются с выбором. Выход? Покупательницы должны примерить то, что привез курьер, решили Бакальчук с мужем и завели систему, при которой курьер привозит несколько экземпляров одежды и забирает то, что не подошло. «Но основная часть покупателей — женщины, а курьеры — мужчины, — объясняет неудобство этой схемы Владислав Бакальчук, муж Татьяны, который тоже участвует в руководстве компанией. — Покупательнице надо впустить его в дом, зайти в комнату, чтобы примерить, это неудобно». А уж примерить платье при доставке, например, в офис — вообще задача для многих невыполнимая. И в 2010 году Wildberries начала открывать в Москве и регионах небольшие центры самовывоза, оснащенные примерочными. В прошлом году Wildberries открыл около сотни центров примерки — сейчас их 128.
Сильно ли это усложняет работу? У компании — 50–60% отказов (в среднем от купленной в интернете одежды отказываются 30–50% покупателей).
Бакальчук стала одной из первых на рынке, кто предложил клиентам бесплатную примерку. «Такая услуга очень востребована покупателями, — говорит директор по развитию холдинга KupiVIP Владимир Холязников. — Но для бизнеса она губительна». По словам Холязникова, чтобы продать одну вещь при доле отказов 50%, нужно отвезти ее клиентам дважды, что удваивает затраты на доставку. «Может, бесплатная примерка и невыгодна, — парирует Бакальчук. — Но без этого никуда».
Помог бизнесу и финансовый кризис. В 2009 году предпринимательница заключила первый крупный прямой контракт с производителем — Wildberries помогла Adidas, у которой из-за падения спроса образовались большие остатки на складах. «Мы закупили 3000 пар одной модели кроссовок, цена была хорошая. Куда ни глянь, везде у нас стоял Adidas, — смеется Бакальчук. — Года два их продавали, но продали». (Сейчас Wildberries продает более 1000 брендов, самые популярные — Nike, Tom Farr и Mondigo.) В кризис же компания наняла несколько ценных сотрудников, уволенных по сокращению штата из других компаний, сняла недорого двухэтажный офис в Подмосковье — там до сих пор располагается штаб-квартира Wildberries.
Бакальчук поездила по регионам и сама убедилась, насколько популярен ее проект. Третьим городом по объему поставок после столиц является Владивосток. Вопреки распространенному мнению китайцы не поставляют мелкие партии одежды в местные моллы — вся одежда идет через Москву и стоит намного дороже. Заказать вещь на сайте и подождать ее доставки неделю — неплохой выход для местных модниц.
Открывшийся в декабре интернет-магазин модной одежды TrendsBrands.ru, объем продаж которого в восемь раз меньше, чем у Wildberries, тоже пробовал открыть пункты выдачи товара, но вскоре отказался от этой практики из-за роста числа отказов. «Люди заказывают, а на пункты самовывоза не приезжают, хотя мы оплатили доставку», — говорит основательница магазина Анастасия Сартан. Сейчас отказы у нее составляют всего 20–30%.
Несмотря на риски, у бизнес-модели Wildberries есть последователи. Интернет-магазин обуви Sapato, который в начале года купил Ozon, собирается использовать «озоновские» пункты выдачи товара, где можно будет не только получить обувь, но и примерить ее. «Схема интересна, так как для нас важны все возможные способы доставки, чтобы быть ближе к клиентам», — говорит гендиректор Sapato Матье Ланненгранд.
По словам Бакальчук, компания приносит прибыль, но ее размер она не раскрывает (как правило, рентабельность онлайн-магазина одежды — 10–12%). Что дальше? По словам Алексея Павлыка, управляющего партнера компании «Ритейл Экспертиза», для крупных иностранных игроков инвестиции в Wildberries с ее огромной клиентской базой могли бы быть интересны — это мгновенный вход на растущий рынок. Россияне все чаще заказывают одежду в западных интернет-магазинах, популярен, например, британский Asos. Бакальчук все труднее конкурировать с ними. Но обсуждать с Forbes перспективы привлечения инвестора основательница самого посещаемого интернет-магазина одежды отказалась. По словам Павлыка, подобные компании покупают примерно за три годовых выручки в зависимости от прозрачности и налаженности бизнес-процессов. Правда, оценки суммы, которую заплатил зимой за Sapato Ozon, соответствовали одной годовой выручке — $25 млн. Так что семья Бакальчук, в которой с момента создания Wildberries появилось еще двое детей, может рассчитывать получить за свой магазин $130–400 млн. Неплохо для бизнеса, затеянного когда-то на дому.