Запорная арматура для эксплуатации при разных температурах
В числе наиболее распространенных устройств, перекрывающих движение потока среды по трубопроводу следует назвать задвижки, пробковые и шаровые краны, дисковые затворы и вентили. В зависимости от параметров жидкости или газа их изготавливают из чугуна, углеродистой и нержавеющей стали, сплавов цветных металлов и пластиков. Соединение с трубой может быть муфтовым, фланцевым или межфланцевым.
Все это разнообразие конструкций и моделей необходимо из-за большого различия основных характеристик транспортируемой рабочей среды. Сюда относится температура, давление, химическая агрессивность веществ, взрывоопасность и наличие абразивных частиц. Развитие технологий производственных процессов заставляет изготовителей постоянно работать над расширением эксплуатационных параметров трубопроводной арматуры.
Шаровые краны для эксплуатации при повышенной температуре
При сильном нагреве транспортируемой среды обычная запорная арматура быстро выходит из строя из-за износа или изменения формы уплотнителей и прокладок. Корпуса из пластика и мягких цветных металлов так же так же не выдерживают длительной эксплуатации при высокой температуре.
Решением проблемы стали шаровые краны из высоколегированных нержавеющих сталей. Для уплотнения седла применяется специальный термостойкий полимер «Флувис-27». Сальники и прокладки из паронита ПОН и фторопласта.
Такие изделия могут долговременно эксплуатироваться при транспортируемой среде от 160 до 250°С. Поэтому их широко применяют для установки на паропроводах и в теплоэнергетике.
Запирающие устройства для низких температур
Главная проблема сильного охлаждения металлов заключается в возможных изменениях структуры кристаллической решетки. Это часто приводит к смене технических характеристик запорной арматуры, потере плотности, снижению прочности и уменьшению надежности. Поэтому для изготовления таких шаровых кранов применяют специальные высоколегированные стали типа 12Х18Н10Т.
Удачное сочетание хрома, никеля и титана в этом сплаве позволяет изготавливать запирающие устройства, способные к продолжительной эксплуатации при охлаждении до -196°С. Важной конструктивной особенностью перекрывающих устройств для криогенных режимов является сплошной литой корпус, обладающий высокой прочностью и износостойкостью.
Уплотняющее седло шарового затвора изготавливается из модифицированного фторопласта Ф4. Соединение с трубопроводом на сварке, поскольку фланцевые уплотнения не смогут долго выдерживать режим сильного холода.
Запорная арматура для нормальных условий
Требования к обычным кранам, задвижкам, вентилям и затворам относительно невысоки. Самое главное, чтобы все они имели длительный срок службы, обеспечивали хорошую герметичность и продавались по доступным ценам. Нормальной считается температура в пределах от -20°С до 90°С. Работать в таком диапазоне способно большинство из применяемых сегодня материалов.